• Главная
  • О компании
  • Услуги и цены
  • Новости
  • Отзывы
  • Акции
  • Контакты
  • Меню сайта
    Опросы
    Как вы относитесь к подорожанию топлива на АЗС?
    Всего ответов: 2
    По какой причине происходит постоянный рост цен на потребительские товары?
    Всего ответов: 1
    Главная » 2019 » Июнь » 9 » Монополизация рынка грузовых перевозок! Что реально ждет грузоперевозчиков?
    13:19
    Монополизация рынка грузовых перевозок! Что реально ждет грузоперевозчиков?

    В последнее время в России упорно пытаются продвинуть идею об ограничении допуска на внутренний рынок автомобильных грузоперевозок. Функцию лицензирования должен взять на себя специально созданный реестр. В прошлом году с таким предложением, оформленным в виде законопроекта, познакомили крупные транспортные компании. И если тогда казалось (по крайней мере, мы так полагали), что инициатива на этапе обсуждения и остановится, то сейчас законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной Думе, а глава парламентского Комитета по транспорту и строительству обещает его принятие в первом чтении в июне этого года.

    Как относятся к перспективе создания реестра крупные компании, мы, в принципе, знаем: их деятельности он мало чем угрожает, а потому и противиться его введению для них никакого резона нет.

    А вот что думают о такой перспективе мелкие перевозчики, которые, по оценкам экспертов, владеют от 50% до 80% зарегистрированных в России грузовых автомобилей?..

    «Ставки сейчас на рынке… Ну, это кошмар» В целом, опрошенные нами перевозчики признают: то, что сейчас творится на рынке, никуда не годится.

    «Реестр поддерживаю, — говорит один респондентов. — Этот «маленький» бардак в грузоперевозках не излечим. Банкротство одного «дармовоза» приводит на рынок двух других. Здесь надо менять систему полностью».

    С ним соглашается и другой: «Скажите, коллеги: считаете ли вы текущую обстановку в сфере грузоперевозок здоровой? Не обрушается ли рынок каждый день? Довольны ли вы ценами и тарифами на ваши услуги? Не хотели ли бы вы чувствовать себя более достойно в сфере грузоперевозок?»

    Действительно, основная цель создания реестра, хотя авторы инициативы в числе главных и называют безопасность дорожного движения, — убрать с рынка нелегальных перевозчиков, которые, пусть и платят транспортный налог, акциз в топливе и «Платон», других отчислений в казну не делают.

    Плюс, и закон их к этому и не обязывает, не соблюдают режим труда и отдыха, не проводят предрейсовый технический контроль автомобиля, не проходят медицинский осмотр и пр. и всем этим занижают ставки.

    Однако перевозчики, уже зарегистрированные как ИП, признавая, что с введением реестра «у рынка появится шанс выжить», недоумевают, почему порядок на нем решили навести за их счет.

    «Просто дайте ГИБДД налоговую базу!» Новые правила, опасаются наши респонденты, в том виде, в каком они сейчас представлены, вытеснят с рынка одних перевозчиков, а другим попросту не дадут на него войти. В итоге, мелкий бизнес как таковой из отрасли исчезнет.

    Лицензия (а реестр, по сути, и есть «лицензирование»), полагают они, должна быть подъемной для всех и не содержать излишних требований.

    «Просто дайте ГИБДД налоговую базу! — призывает один из наших читателей. — И пусть проверяет, есть у перевозчиков ИП или ООО или нет! Зачем вводить дополнительные условия?»

    Напомним: по идее авторов инициативы, просто работать как ИП или юридическое лицо для вхождения в реестр будет недостаточно. Потребуется также подтвердить (и «переподтверждать» каждый год) свою финансовую состоятельность: наличие в собственности имущества стоимостью как минимум 500 тыс. рублей при использовании одного транспортного средства и не менее 200 тыс. рублей на каждое «дополнительное».

    «А почему не миллион?» Опрошенные нами перевозчики не понимают, откуда вообще взялась сумма в 500 тыс. рублей.

    «В самом реестре ничего плохого нет, — замечает один из респондентов. — Но сумма большая. Даже для допуска к международным перевозкам требуется обеспечение на 300 тыс. рублей на одно транспортное средств и 170 тыс. рублей на каждое следующее».

    При этом ставки в международных перевозках не в пример внутрироссийским: на 40%, а то и на все 50% выше.

    В то же время из законопроекта не совсем понятно: будет ли входить в «обеспечение» стоимость самого используемого транспортного средства?..

    Если нет, то наши респонденты даже не сомневаются: 500 тыс. рублей для мелкого перевозчика сумма неподъемная — единицы смогут войти реестр, остальных выкинет с рынка.

    Только те, кто войдут в реестр, будут иметь право заниматься коммерческими грузоперевозками. Те же, кто в реестре числиться не будут, но продолжат возить грузы за плату, будут наказываться штрафами. Штраф ждет также и грузовладельцев, заключивших договор с нелегальным перевозчиком.

    «Создание реестра просто выбросит меня с любимой работы…»

    «Как можно накопить 500 тыс. рублей на 5-тоннике, если только его обслуживание и ИП обходятся, в среднем, в 150 тыс. рублей в год при заработке в 40 тыс. рублей?» — удивляется наш читатель.

    «Я до сих пор не могу блок СКЗИ поставить за 30 тыс. рублей, а вы говорите 500 тыс. … Создание реестра просто выбросит меня с любимой работы, а я в этой жизни, кроме как «баранку крутить», ничего не умею, да и учиться поздно…».

    При этом наши респонденты опасаются, что создание реестра именно в таком вот виде не только закроет многие ИП и мелкие компании, но и оставит без работы немало водителей. А наплыв оставшихся без работы и желающих получить ее в крупных компаниях снизит зарплаты на рынке для всех.

    «Реестр нужен, чтобы нелегалы перестали рынок занижать! — уверен один из опрошенных перевозчиков. — Но финансовое подтверждение уж слишком велико для тех частников, у кого одна или несколько машин. Это приведет только к очередной безработице и снижению зарплат в крупных компаниях, т.е. копейки совсем будут платить! Получится вот что: мелкие как минимум наполовину закроются, а крупные станут основными монополистами, соответственно, и цены они поднимут больше, чем сейчас».

    «Если бы с другой работой в России проблем не было, то и плевать на реестр, а так альтернативы нет…», — продолжает он.

    По результатам исследования, проведенного в 2017-м году Центром трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики», самой массовой в России является профессия водителя, на втором месте — продавец, на третьем — школьный учитель.

    «Мелким перевозчикам в любом случае будет очень больно»

    Справедливости ради, если проводить аналогию с международными перевозками, то стоимость самого транспортного средства все же должна учитываться при подтверждении финансовой состоятельности.

    Однако только того, которое находится в непосредственной собственности перевозчика (аренда, лизинг и т.п. — не в счет!), и только его рыночная, то есть по степени износа, цена.

    И хотя в таком виде требование о финансовой состоятельности становится более подъемным, стоит все же понимать, что средний возраст грузового автопарка в России превышает 19 лет (более 65% автомобилей, по данным «Автостата», старше 15 лет), а рынок новых пополняется в основном благодаря лизингу. Согласно исследованию, проведенному рейтинговым агентством «Эксперт», в 2017-м году доля лизинга в продажах составила 64%.

    «Я имею два грузовика общей стоимостью примерно 800 тыс. рублей. Я даже не знаю, смогу ли я, с учетом износа, попасть в реестр».

    При этом наши респонденты отмечают, что для мелкого перевозчика реестр в любом случае станет дополнительным обременением: человек, работающий на себя, просто физически не сможет успевать собирать справки из налоговой и прочих служб, проводить оценку имущества, а главное — зарабатывать.

    «Если нанимать людей, чтобы они всем этим занимались, то не останется денег на жизнь. И будет он (грузоперевозчик) кормить всех, кроме своей семьи!»

    Не только 500 тыс. рублей Подтверждение финансовой состоятельности лишь одно из условий включения в реестр.

    Чтобы в него попасть, перевозчику придется еще доказать отсутствие задолженностей по налогам, сборам (привет, «Платон!») и др. обязательным платежам, а также предъявить документ, доказывающий, что у него нет непогашенной судимости в сфере экономической деятельности, трудового законодательства, эксплуатации автомобильного транспорта и т.п.

    Плюс, он должен обеспечить наличие в штате хотя бы одного ответственного специалиста.

    В случае с ИП, следует полагать, такой специалист в штате будет один, причем, скорее всего, это будет тот же самый человек, на кого ИП и оформлено.

    И тогда он дважды окажется уязвимым.

    Свидетельство о профессиональной компетентности аннулируется, если его обладатель чаще одного раза в течение одного года привлекался к административной ответственности (попался на автоматических весах и «поймал штраф от «Платона», например). Восстановить его можно будет только через 180 дней, а без ответственного специалиста находиться в реестре нельзя: надо нанимать другого, а может, и оплачивать ему обучение.

    В свою очередь, неоднократное привлечение к административной ответственности самого индивидуального предпринимателя (равно как и юридического лица) тоже означает исключение из реестра.

    Этот пункт, кстати, не устраивает и крупные компании. Ранее в интервью Trans.ru директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич предлагал привязать количество допустимых нарушений к размеру автопарка.

    За включение в реестр, кроме того, предусмотрена государственная пошлина. Обучение на ответственного специалиста — платное, обязательные (раз в 5 лет) курсы повешения квалификации, выдача свидетельства и его продление — тоже.

    Если же самого перевозчика исключат из реестра, то и он восстановиться сможет только через 180 дней.

    «И тогда прощай, коллега!»

    «Для чего это вообще необходимо?» Опрошенные нами перевозчики уверены: для борьбы с нелегалами достаточным условием включения в реестр было бы наличие ИП или другой формы собственности. А так получается, что этот реестр — больше, чем желание навести порядок на рынке.

    «Для чего это вообще необходимо? Перед кем надо доказывать свою финансовую состоятельность? На это есть договорные отношения между грузовладельцами и транспортными компаниями. И какая роль государства в этих отношениях? Собирательская?»

    «Почему я еще должен подтверждать 500 тыс. рублей, собирать справки из налоговой и других органов? А работать когда? Просто хотят выжать с рынка малый бизнес, а как только это произойдет — ставки у крупных компаний вырастут!»

    «Это выгодно только крупным компаниям. Таким образом они зачищают рынок. У них машины набраны в лизинг, ставки не растут, при этом дизель, налоги, «Платон» — все растет: надо отбивать. А как, когда под ногами мелкие частники крутятся?»

    «Если честно, то работать на себя становится все сложнее. Работаем по принципу «докатывая моторесурс автомобиля». Заработать на свежий возможности нет, а «головняка» много. Получается, что смысла нет в том, чтобы отстаивать эту «свободу». Дело в том, что душат всех крупные компании. И не только в транспорте это. Надо было собираться тогда, когда магниты и пятерочки начали уничтожать мелкие магазинчики, а то все побежали к монополистам продукты покупать…».

    А тем временем…

    Порядок на рынке грузоперевозок и так наводят.

    С 1-го ноября этого года обязанность устанавливать тахографы коснется и физических лиц — владельцев грузовых автомобилей от 3,5 тонн.

    Министерство транспорта подготовило поправки в Правила дорожного движения, которые должны обеспечить соблюдение режима труда и отдыха всеми водителями автомобилей, а не только работающими на ИП или юридические лица.

    К 2025-му году хотят создать единую автоматизированную информационную систему тахографического контроля. В нее в автоматическом режиме будут пересылаться не только данные о том, как долго водитель ехал и как долго отдыхал, но и, по планам Министерства транспорта, результаты предрейсовой проверки транспортного средства.

    В свою очередь, развитие системы автоматического весогабаритного контроля (366 пунктов на региональных дорогах и 387 на федеральных трассах через шесть лет) практически уберет риск занижения ставок за счет перегруза.

    Включение сборов по системе «Платон» в Налоговый кодекс обеспечит близкое к 100-процентному взимание платы за проезд и штрафов за ее отсутствие.

    Плюс, сейчас в четырех регионах (Москва, Московская и Калужская области, Татарстан) проходит эксперимент по легализации т.н. «самозанятых» граждан: 4% от ежемесячного дохода при работе с физическими лицами и 6% — при работе с юридическими.

    Со следующего года его могут распространить на всю страну, а позже (ну, не просто так ведь эксперимент проводят?) из добровольного сделать обязательным, что уберет нелегалов со всех рынков, а не только с рынка автомобильных грузоперевозок.

    Положение об обязательном страховании грузов содержалось в одной из первых версий законопроекта. В нынешней для включения в реестр необходимо будет подтвердить свою финансовую состоятельность — наличие в собственности имущества на сумму не менее 500 тыс. рублей в случае владения одним транспортным средством или не менее 200 тыс. рублей в расчете на каждый грузовой автомобиль в автопарке.

    В-третьих Алексей Сороковой отметил обязательное прохождение «платных курсов, доказывающих профпригодность».

    Действительно, в целях подтверждения профессиональной компетентности перевозчика законопроект предусматривает необходимость прохождения специализированного обучения (оно будет платным) и получения свидетельства о профессиональной компетентности (его выдача тоже будет платной). Предполагается, правда, что такое свидетельство должен будет получить только один (как минимум) специалист, однако без его наличия в штате компания или индивидуальный перевозчик не будут включены в реестр.

    В-четвертых, по словам Алексея Сорокового, рассмотрение документов на включение в реестр «может длиться от одного месяца до двух», в течение этого времени перевозчик работать не сможет.

    В соответствии с законопроектом на решение о приеме заявления о включении в реестр дается максимум 3 дня, на проверку предоставленных сведений — максимум 10 дней, на включение сведений в реестр — не более 3 дней. Итого, в «беспроблемном» случае перевозчик будет находиться в ожидании официального разрешения на работу не дольше 16 дней. Если же он будет заниматься перевозкой грузов, не находясь в реестре, то его деятельность действительно будет признана незаконной и за нее ему будет грозить штраф (его размер еще не уточнялся).

    В-пятых, подчеркнул Алексей Сороковой, в случае неудачной попытки включения в реестр (не представлены все необходимые документы и пр.) перевозчик сможет попытаться войти в перечень только единожды, после чего он сможет повторить попытку лишь через год.

    В законопроекте содержится только положение, предусматривающее, что перевозчику может быть отказано в приеме заявления в том случае, если еще не прошло 180 дней с того момента, как он прежде был исключен из реестра.

    Добавим также, что перевозчик может быть исключен из реестра, если юридическое лицо, должностное лицо юридического лица (что примечательно, именно любое должностное лицо, а не только ответственный специалист), индивидуальный предприниматель в течение года неоднократно привлекались к административной ответственности за нарушения правил перевозок тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, опасных грузов, порядка оплаты проезда по федеральным трассам в рамках системы «Платон», режима труда и отдыха, прохождения медицинских осмотров водителей и пр., вплоть до непристегивания ремнями безопасности.

    По этим же причинам может быть аннулировано свидетельство о профессиональной компетентности ответственного специалиста, что, в свою очередь, если такой специалист в компании был только один, означает и приостановку деятельности самого перевозчика.

    Допуском в реестр, кстати, может считаться допуск к международным перевозкам, а включиться в перечень должны все, кто использует грузовые автомобили массой от 2,5 тонн.

    При этом, как подчеркнул Алексей Сороковой, большинство перевозчиков (по оценкам активиста, около 80%) о нововведении еще ничего не слышали и даже не представляют, какие условия работы готовит для них власть. Сейчас ОПР, по словам члена Объединения, каким-то образом будет пытаться остановить принятие законопроекта, если же им это не удастся, то против введения реестров будут бороться с помощью «чего-то масштабного».

    Напомним: Объединение перевозчиков России возникло в ходе забастовок дальнобойщиков против введения системы платы за проезд большегрузов по федеральным трассам «Платон». Организация была основной протестной силой во время забастовок в 2015-м году (когда вводилась система) и в 2017-м (когда плату за проезд пытались поднять с 1,53 до 3,06 рубля за километр).

    Отметим также, что крупные транспортные компании, наоборот, поддерживают введение реестра перевозчиков, который должен стать альтернативой отмененному в 2005-м году лицензированию и, по их мнению, «обелить» рынок и создать равные, недемпингующие, условия работы для всех.

    На данный момент законопроект еще даже не направлен на первое чтение.
    Категория: Новости | Просмотров: 44 | Добавил: trans.ru | Теги: перевозчики, забастовка, протесты | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
            Мы предлагаем Вам различные виды транспорта:
  • Тентованные
  • Цельнометаллические
  • Рефрижераторы
  • Изотермические
  • Бортовые
  • Шаланды
  • Низкорам. платформы
  • Тралы
  • Зерновозы
  • Манипуляторы
  • Эвакуаторы
  • и многие другие

  • 241016, г. Брянск, ул. Вокзальная д.8, кв. 2 
             ИНН/КПП  3255517930/325701001
                     ОГРН 11232560001967